Есть ли будущее у умственно отсталого ребёнка?

Синдром Гольденхара — наследственная односторонняя гипоплазия лица с преимущественным поражением ушной раковины, глаз, носа, зубов, позвоночника. При этом вторая половина лица имеет абсолютно нормальный вид. Это редко встречающееся, генетически обусловленное заболевание отличается неполноценным развитием скелета, мышц, сосудисто-нервных стволов и прочих структур человеческого организма.

Формы и их проявления

Симптоматика синдрома Геллера очень специфическая. Продромальный период заболевания характеризуется возникновением эмоциональных отклонений – своенравности, тревожности, раздражительности, гнева. Пациенту более не доступна какая-то сложная деятельность, для которой необходимо концентрировать и распределять внимание, проявлять усидчивость, выполнять что-либо по предлагаемому образцу. Ребенок теряет все приобретенные ранее навыки, он не может больше собирать конструктор, раскрашивать картинки, рисовать, разыгрывать сюжетно-ролевые игры, по типу игры в магазин или больницу. Полностью исчезает усидчивость, ребенок начинает злиться и отказываться от дальнейших действий при малейшей ошибке. Данный период опасен тем, что интеллектуальный спад на данном этапе не заметен, и диагностировать синдром Геллера не представляется возможным.

В течение нескольких месяцев после начала процесса, характеризующегося эмоциональной неустойчивостью и гиперактивностью, начинают развиваться специфические симптомы синдрома Геллера. У ребенка обедняется речь, словарный запас становится скудным, предложения строятся односложным образом. В итоге это приводит к распаду речи, утрате разговорного языка, непониманию обращения. Ребенок перестает интересоваться общением с окружающими, не хочет играть в игры, возникает аутистическое расстройство и замкнутость. У него пропадает познавательная способность, обедняется эмоциональная сфера, возникает равнодушие ко всему.

Регрессируют у ребенка и двигательные навыки, на смену им приходят стереотипные действия. Пропадает умение умываться, одеваться, принимать пищу, складывать игрушки, ходить в туалет. Очень часто симптоматика синдрома Геллера осложняется неврологической патологией, а после года от начала болезни у ребенка исчезают полностью все речевые, бытовые и социальные навыки.

Формы и их проявления

Согласно динамике течения процесса заболевания деменция может быть резидуальной (остаточной) и прогрессирующей. Резидуальный тип деменции характеризуется однократными патологическими воздействиями на головной мозг, в результате чего психологические функции уже нарушились. Но дальнейшего разрушения мозговой деятельности не происходит. Деменция при этом является остаточным результатом процесса повреждения мозга. При этом психика ребенка способна развиваться в дальнейшем, однако только в существующих условиях – поврежденного мозга и частично распавшихся функций. Способность к познавательной деятельности у ребенка сохраняется, он будет учиться общаться с людьми и выполнять определенные функции, но на уровне своих новых возможностей.

О прогрессирующей деменции специалисты говорят, когда процесс распада мозговых функций не завершен. Вредные факторы, провоцирующие распад, могут носить эндогенный, генетически обусловленный характер, а могут иметь экзогенную природу. Прогрессирующая деменция возникает в качестве следствия хронических воспалений головного мозга (например, энцефалита или менингита), прогрессирующих опухолевых процессов в мозге, при тяжелой эпилепсии, детской шизофрении, склерозе мозговых тканей, при различных нервных заболеваниях дегенеративного характера. При этом постоянно разрушаются мозговые клетки, что и приводит в итоге к распаду психологических функций. Данный процесс продолжается вплоть до полного распада психики ребенка. В данном случае психическое развитие становится невозможным, работать с детьми с подобной патологией должны исключительно медработники, поскольку психолого-педагогическая работа в случаях с прогрессирующей деменцией не имеет смысла.

Лечение умственной отсталости

В первую очередь проводится симптоматическая терапия, а если удается выявить психическое расстройство на ранней стадии, то можно использовать корректирующую терапию. Если изначально в процессе внутриутробного развития наблюдается инфекция, то в будущем пациентам могут быть назначены специальные витамины, ноотропы, а также иные медикаментозные средства, которые помогают улучшать метаболизм в головном мозгу.

Лечение умственной отсталости у детей

С детьми работает множество специалистов: хирурги, педагогики, неврологи, психологи, педиатры. Важно отметить, что в первую очередь ребенок испытывает сложности в контактах с другими людьми, поскольку в большинстве случаев находится в изолированном состоянии. Поэтому важно проводить совместные занятия с родителями, которые также могут получить помощь и поддержку.

Чтобы речь ребенка продолжала развиваться, в обязательном порядке он должен посещать занятия с логопедом. Особе внимание уделяется моменту, когда ребенок знакомится со своими одноклассниками, одногруппниками и старается найти друзей среди своих сверстников.

Лечение умственной отсталости у взрослых

Многие специалисты старались найти оптимальные методы лечения заболевания, начиная с XIX века. Но по происшествию даже 100 лет, полностью избавиться от умственной отсталости стало невозможно. Стоит отметить, что проявления у детей и взрослых могут быть схожими. Однако контролировать заболевание необходимо с младшего возраста. В зависимости от поведения пациента могут использоваться успокоительные или препараты стимулирующие.

Читайте также:  Аллергический ринит лечение народными средствами

Лечение умственной отсталости легкой степени

Если заболевание проявляется в легкой степени, то в первую очередь им прописывают витамины, минералы, ноотропы. Также можно воспользоваться метаболическими препаратами, улучшающими деятельность мозга. Если наблюдается сильная заторможенность, то выбирают стимулирующие средства.

Лечение умеренной умственной отсталости

С умеренной олигофренией, которая чаще всего развивается в детском возрасте, при правильном и своевременном лечении, ребенок способен научиться самостоятельно обслуживать себя в будущем. Всего принято использовать несколько групп медикаментов:

  1. Витамин B помогает стимулировать нормальную мозговую деятельность
  2. Ноотропы способствуют улучшению обменных процессов в тканях головного мозга
  3. Транквилизаторы, нейролептики. Используются только в том случае, если у пациента диагностируется психическое отклонение или заболевание.

Лечение пограничной умственной отсталости

Лечение подростком проводится совместно с несколькими врачами: неврологом, психиатром, психологом. В зависимости от индивидуальных особенностей, методы подбираются в каждом случае отдельно. Однако зачастую принято использовать психическую коррекцию и медикаментозную терапию.

Жизнь до 18-ти и после…

Если от умственно отсталого ребёнка всё-таки отказались родители — жить ему в специализированном доме-интернате. Здесь его по мере сил и возможностей пытаются социализировать — с ребятами занимаются психологи, психиатры, дефектологи, другие специалисты.

– Это совершенно особенная категория детей, — делятся впечатлениями от работы психолог Яна Полянская и дефектолог Наталья Гордобина, — к каждому ребёнку нужен особенный подход. Иногда на то, чтобы подопечный просто заговорил, уходит 3-4 года. Мы обучаем детей вещам совершенно очевидным здоровому ребёнку их возраста: учим запоминать свои имена, возраст, прививаем элементарные нормы поведения в социуме. И когда нам это удаётся, испытываем невероятный восторг. Например, недавно Яна и Наталья работали с 8-летней девочкой, которая полгода не могла научиться крутить обычную детскую юлу. …После совершеннолетия они отправляются либо в Дом-интернат для психически больных людей или в Дом-интернат для инвалидов и престарелых (в зависимости от тяжести диагноза). В последнем живут те, кто смог социализироваться. Здесь иногда возникают даже семьи: если молодые люди испытывают друг к другу симпатию, им позволяют сожительствовать… В доме же для психических больных всё строже: существует мужское и женское отделение, строгий режим, лечение… Как показывает практика, с наступлением совершеннолетия домой уже повзрослевших умственно-отсталых детей забирают крайне редко.

Особенности детей с умственной отсталостью

Психиатры выделяют некоторые закономерности во многих аспектах формирования детей с олигофренией. Развитие детей с умственной отсталостью, к сожалению, уже с первых дней их жизни отличается от развития здоровых малышей. Ранее детство таких малышей характеризуется задержкой развития прямостояния. Другими словами, больные дети намного позже своих ровесников начинают держать голову, стоять и ходить. Также у них отмечается пониженный интерес к среде, которая его окружает, общая инертность, безразличие. Однако это не исключает крикливости и раздражительности. Интерес к предметам, находящимся у кого-либо в руках, потребность в эмоциональном коммуникативном взаимодействии у малышей с врожденной олигофренией возникает гораздо позже нормы. Такие дети в возрасте одного года не различают людей, т.е. они не понимают, где свои, а где чужие взрослые. У них отсутствует хватательный рефлекс. Они не способны выделить одни объекты из ряда других.

Характерной чертой малышей с олигофренией является отсутствие лепета или гуления. Речь малышей в раннем возрастном периоде не выступает в качестве инструмента мышления и средства общения. Это является следствием недоразвития фонематического слуха и частичной несформированности артикуляционного аппарата, что в свой черед имеет связь с общим недоразвитием центральной нервной системы.

Ребенок с олигофренией в раннем возрастном периоде уже имеет явные серьезные вторичные патологии в развитии речи и психики.

Переломным возрастным периодом в развитии перцептивной сферы считается пятилетний возраст малышей с умственной отсталостью. Процессы восприятия более чем 50% детей с олигофренией достигли уровня, характерного для раннего дошкольного возрастного периода. В отличие от здорового малыша умственно отсталый ребенок не способен использовать прошлый опыт, не умеет определить свойство предмета, у него нарушено пространственное ориентирование.

На базе сложившейся предметной деятельности зарождается у здоровых детей игровой процесс. У умственно отсталых малышей такая деятельность не сформирована к начальному периоду дошкольного возраста. Вследствие чего игровая деятельность не появляется в этом возрасте. Все действия, производимые с различными объектами, остаются на уровне примитивных манипуляций, а интерес к играм или игрушкам является непродолжительным и неустойчивым, вызываемый их внешним видом. Ведущей деятельностью у малышей с олигофренией, находящихся в дошкольном возрасте, будет предметная деятельность, а не игровая, без специального обучения. Специальное обучение и правильное воспитание детей с умственной отсталостью способствует формированию речи у них через игровой процесс.

Читайте также:  Болезни горла и гортани – причины, симптомы, лечение и профилактика

Навыки самообслуживания у малышей с олигофренией начинают вырабатываться только под влиянием требований взрослых. Данный процесс требует терпения и значительных усилий, как со стороны близких родственников, так и со стороны воспитателей. Поэтому многие родители сами одевают и раздевают малыша, кормят его с ложечки, что не способствует развитию больных детей и ведет к их полной беспомощности в отсутствии родителей.

Личность ребенка с олигофренией также формируется с существенными отклонениями. Здоровый малыш к трехлетнему возрасту уже начинает осознавать собственное «Я», а умственно отсталый малыш никак не проявляет собственную личность, его поведение характеризуется непроизвольностью. Первые проявления самосознания у них можно отметить после четырехлетнего возраста.

Классификация, формы и причины

УО является одним из подвидов психического дизонтогенеза. Под этим понятием подразумеваются нарушения ЦНС и психики. Врачи выделяют несколько степеней:

Степень УО IQ Умственный возраст
Легкая 50-69 9-12 лет
Умеренная 35-49 6-9 лет
Тяжелая 20-34 3-6 лет
Глубокая <20 До 3 лет

По МКБ 10 УО легкой степени имеет код F70. Она является самой распространенной и сложной в обнаружении. Дети ведут себя так же, как остальные, а отклонения не так заметны. Многие родители даже не придают им значения. При правильном обучении ребенок или взрослый с легкой отсталостью может учиться, работать, общаться с другими людьми.

Различают две формы отсталости: олигофрения и деменция.

Олигофрения

Отличительной особенностью такой формы является поражение коры головного мозга у ребенка в возрасте до 3-х лет, из-за чего начинается отставание в развитии. Олигофрения разделяется на три вида: дебильность, имбецильность, идиотия.

Легкая умственная отсталость соответствует дебильности. Она в свою очередь разделяется еще на несколько типов:

  1. Неосложненная. Выделяется сниженным уровнем познавательных процессов, при этом эмоциональная составляющая находится в норме.
  2. Осложненная нарушениями различных анализаторов. Вместе с отставанием в интеллектуальном развитии у ребенка наблюдаются вторичные отклонения, проявляющиеся в виде ухудшения слуха и зрения или проблем с речью, когда малыш долго не может научиться говорить.
  3. Осложненная нарушениями нейродинамики. Такой тип дебилизма сопровождается проблемами с координацией движений, что вызвано поражением коры мозга, а также крайне быстрой утомляемостью.
  4. С выраженной лобной недостаточностью. Ребенку, страдающему от этого вида дебильности, сложно ориентироваться в пространстве, у него отсутствует мотивация в поведении и очень вялые руки, разговаривает он шаблонно с подражанием другим людям.
  5. С психопатоподобными формами поведения. Дети, больные таким типом умственной отсталости, очень раздражительны, беспокойны, истеричны. Они не могут ладить со сверстниками, часто дерутся, ругаются. Самоконтроль отсутствует.

Классификация, формы и причины

Олигофрения может возникнуть в первые три года жизни ребенка и зачастую является врожденной. Иногда обнаружить ее удается далеко не сразу, а лишь спустя несколько лет. Именно эта проблема делает лечение более сложным. Причин для ее появления несколько:

  • Инфекционные заболевания, перенесенные матерью, во время вынашивания плода;
  • Несовместимость матери и ребенка по резус-фактору;
  • Родовые травмы у новорожденных;
  • Наследственность, умственная отсталость одного из родителей;
  • Алкоголизм или наркомания родителей.

При правильном подходе к обучению и лечению такого ребенка шансы на нормальную жизнь будут довольно высоки.

Различные заболевания, влияющие на интеллектуальное развитие, могут передаться по наследству. Тогда умственная отсталость может проявиться значительным образом только через несколько лет.

Деменция

Под деменцией понимают органическое поражение мозга человека после рождения и полноценного развития центральной нервной системы. Приобретенные проблемы с интеллектуальной деятельностью, как правило, более серьезны и представляют собой сразу среднюю или тяжелую стадию УО. Однако в некоторых случаях при деменции умственная отсталость имеет легкую степень и может проявляться не так заметно. Приобрести УО человек может по следующим причинам:

  • Травмы головного мозга;
  • Менингит или др. инфекционные заболевания;
  • Шизофрения;
  • Эпилепсия, инсульт.

Деменция проявляется так же, как олигофрения. Разница исключительно в первопричинах и среднем возрасте, когда удается выявить болезнь.

Умственная отсталость: симптомы и диагностика

Главный признак умственной отсталости – недостаточное психическое развитие, которое выражается преимущественно в интеллектуальном дефекта и проблемах построения отношений с социумом.

Как уже говорилось выше, IQ ниже 70, а психический возраст не поднимается выше 12 лет. Нарушения в развитии или патология в определённых отделах мозга приводит к изменениям в функциях:

  • мышления;
  • памяти;
  • внимания;
  • эмоций;
  • воли.

Считается, что умственная отсталость не связана с прогрессированием каких-то психических расстройств. Это не совсем так. Она не является их непосредственной причиной, но люди с УО входят в число наибольшего риска. В первую очередь им свойственны расстройства настроения. Возможно и возникновение самых разных неврозов, а так же расстройств поведения и влечения, как и появление психозов.

В момент диагностирования большое значение имеет возраст. Так, признаки умственной отсталости у новорожденных в основном сводятся к явным физическим аномалиями — искажённое строение черепа, слишком широкое или узкое пространство между глазами, всегда открытый рот, увеличенный язык и так далее. Сказать же что-то по реакции младенца на определённые раздражители можно только в том случае, если она существенно отличается от нормальной. К примеру, новорожденный вообще не плачет и лишь изредка подаёт звуки, у него нет оживления при появлении взрослых, которое должно появиться уже на третью неделю жизни.

Умственная отсталость: симптомы и диагностика

Для понимания наличия самой проблемы иногда не нужно быть большим специалистом. Если речь идёт про степень имбецильности, то это непременно будет бросаться в глаза. Даже при отсутствии серьёзных анатомических дефектов ребёнок всё равно отличается от других. Его движения слишком угловаты, размашисты. Заметно это и в поведении, способности понимать что-либо и реагировать, запоминать. Непременно нарушения скажутся и на речи. При этом речевые изменения будут более серьёзными, чем при задержке речевого развития, вызванной другими причинами.

Читайте также:  Глухота (глухонемота)

Признаки легкой степени умственной отсталости достаточно размытые

Наибольшую озабоченность в плане диагностирования вызывает как раз умственная отсталость легкой степени у детей, признаки которой могут быть достаточно размытыми.

Определение уровня IQ в большинстве случаев на практике сводится к способности диагноста применять свои аналитические способности. Применяются критерии, которые оценивают самые разные уровни развития. Но если речь идёт про признаки умственной отсталости у детей 4 лет, то сделать какие-то определённые выводы может быть просто невозможно. Поэтому странному и нетипичному ребёнку может быть поставлен другой предварительный диагноз. Часто такими становятся аутизм или задержка психического развития.

Лечение

Лечение синдрома Гольденхара мультидисциплинарное. Дети до трехлетнего возраста наблюдаются у различных специалистов — ЛОР-врача, окулиста, сурдолога, ортопеда и прочих. Детей старше 3 лет направляют к хирургу. В тяжелых случаях для удаления грубых врожденных дефектов сразу после рождения проводят оперативное лечение, а затем комплексную медикаментозную и ортодонтическую терапию.

Хирургическое лечение

Вид оперативного вмешательства определяется тяжестью патологии.

  • После искусственного перелома кости соединяют костные фрагменты и устраняют их подвижность с помощью компрессионно-дистракционных аппаратов.
  • Проводят протезирование и реконструкцию височно-нижнечелюстного сустава.
  • Устраняют деформации носа и улучшают его функции путем искусственного перелома носовой кости.
  • Исправляют патологический прикус оперативным путем.
  • Проводят пластические операции — пластику носа, ушных раковин, нижней челюсти.

Чтобы предотвратить развитие воспалительных осложнений, во время реабилитации назначают антибиотики и витамины. К остеотропным антибактериальным препаратам относятся «Линкомицин», «Эритромицин», защищенные пенициллины – «Амоксиклав». Для снятия боли назначают анальгетики – «Нурофен», «Ибуклин». Больные дети должны полноценно питаться и принимать поливитаминные комплексы.

Физиотерапия – неотъемлемый компонент лечебного и реабилитационного процесса любых заболеваний. Больным с синдромом Гольденхара проводят УФО, ультразвук, магнитотерапию, лазерное лечение, оксигенотерапию. В терапевтический комплекс входит также лечебная гимнастика, занятия с сурдологом и психологом, слухопротезирование цифровыми имплантируемыми слуховыми аппаратами, контроль слуха и периодические настройки аппаратов. При сколиозе доктора назначают массаж и ношение специальных корсетов.

Лечение у ортодонта проходит в несколько этапов. Первый этап — молочный. Он представляет собой знакомство с патологией. Специалисты объясняют родителям, как правильно ухаживать за полостью рта больного ребенка, предупреждают о возможных осложнениях, проводят аппаратное лечение для исправления дефектов челюсти. Следующий этап — сменный, заключающийся в исправлении прикуса и коррекции имеющихся деформаций во рту. Постоянный этап – замена съемных аппаратов на брекеты и различные фиксаторы. Обычно к 18-летнему возрасту ортодонтическое лечение полностью завершается.

Народная медицина

Наиболее распространенные рецепты народной медицины:

  1. для промывания и очищения глаз можно использовать отвары и настои лекарственных трав – василька, подорожника, ромашки, тмина,
  2. употреблять внутрь средство, приготовленное из меда и сока калины,
  3. закапывать в уши настой из масла шиповника и семян аниса,
  4. принимать внутрь настой из корня аира.

Нужно знать, как помочь человеку, испытывающему эпилептический приступ

Если у человека рядом возникает самый известный тип эпилептического приступа – с падениями, судорогами и потерей сознания, иногда – с прикусыванием языка, пеной изо рта, то самое главное в данном случае – не навредить.

«Человека нужно положить на бок, подложить под голову мягкий предмет (одежду или сумку, например) и засечь время, – объясняет Кира Владимировна – Категорически запрещено вставлять что-то в рот, разжимать зубы, сдерживать и наваливаться на человека, поливать его водой. Приступы обычно сами начинаются и сами заканчиваются, а сознание после приступа может быть спутанным. Иногда требуется вызвать скорую помощь, особенно если приступ длительный – более нескольких минут. Однако если возникают вышеописанные приступы без падений, то с человеком достаточно просто побыть рядом, понаблюдать, чтобы он не попал в травмоопасную ситуацию».

Использованные источники: